Вы просматриваете: Главная > Январь > Сценарий Новый год 2018 по лунному календарю

Сценарий Новый год 2018 по лунному календарю

(на экране портрет Хубилай-хана)

Историческая справка: Национальный праздник кочевого народа,

который испокон веков занимался скотоводством, совпадал со временем

получения приплода скота. До недавнего времени название праздника

Сагаалган связывали с белой пищей — молочными продуктами, которые в это время появлялись в изобилии. Потому его также называли Белым месяцем.

Период преумножения богатства, каковым считался скот, дарил радость и

надежду на лучшую жизнь, на достаток и благополучие. Название праздника связано с белым цветом еще и потому, что в народе высоко ценились чистые, светлые помыслы, которые рождались вместе с новым годом.

В 2009 году досточтимый Хамбо-лама Дамба Аюшеев дал иное объяснение названия праздника.

Новый год — Сагаалган — сагаа алхаха , перешагнуть время. Он наступает, когда заканчивается последний зимний месяц по лунному календарю и начинается первый весенний месяц. Наступление нового года — начало нового периода, несущего человеку новую жизненную задачу.

Историческая справка: (на экране) официальное признание Сагаалган получил всего лишь 15 лет назад. 24 января 1990 года вышел в свет Указ Президиума Верховного Совета Бурятской АССР о придании национальному празднику Сагаалган статуса народного праздника. С тех пор представители руководства РБ каждый год поздравляю! жителей Бурятии с наступлением очередного лунного года.

Ведущий: Бутуу удэр — это последний день уходящего года по лунному календарю, когда отдают дань уважения Покровителям, готовятся к встрече Нового года. В Бутуу удэр желательно не есть мяса, не пить алкогольные напитки (в старину — молочное архи).

Перед входом в дом с правой стороны раньше клали чистый привезенный лед или белый камень, что означало чистые белые намерения хозяев дома. С левой стороны клали  веник или метлу, что означало запрет для  входа всякой нечисти.

Каждая семья доставала из божниц сложенные в рулон тханка, разворачивала и вывешивала их на стенах. Обновляли подношения в божницах, зажигали «зула» — свечи и окуривали жилище благовонными травами — «адис».

Всю ночь в дацанах проводятся молебны — хуралы в честь покровительницы Вселенной богини  Балдан  Лхамо. А дети в Бутуу удэр ходят из дома в дом, и им подносят сладости.

Историческая справка: (на экране тханка). Тханка передавались из поколения в поколение. В Этнографическом музее народов Забайкалья хранится уникальная коллекция священных свитков тханка — буддийских икон в форме свитка с изображением божеств на загрунтованном холсте. Они являются одним из наиболее древних видов передачи священных ликов буддийских божеств и предназначались для медитации, использовались в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах и домашних алтарях —  гунгарбаа. С тибетского слово «тханка» переводится как «свиток». Они создавались на тканях, что обусловлено кочевым укладом монгольских и тибетских буддистов и не позволяло перевозить с собой громоздкие алтари.

Ведущий: в первый день Новолуния  Сагаалган приходит на рассвете, на стыке ночи и утра, когда человек при естественном свете начинает различать линии на своей ладони. Считается, что в это время богиня Лхамо обходит Землю, считая живые существа. И в это время нужно не спать, а быть одетым и умытым.

Богиня носит с собой суму, в которой болезни и беды. А спящий человек подобен мертвому, и богиня, приняв его за покойника, может высыпать на него содержимое своей сумы, поэтому так важно бодрствовать, встречая ее.

На рассвете люди выходят на улицу, чтобы принести подношения духам и богам. От всего, что дома приготовлено к празднику, по кусочку бросают по ходу солнца на четыре стороны света, брызгают сэржэм — молоко, чай. И уже после этого начинают праздновать.

(на экране: кто ходит в гости, тот поступает мудро)

Ведущий: Сагаалган длится целый месяц. Ведь раньше, чтобы

навестить и поздравить далеко живущих родственников, требовалось больше времени. Например, замужняя дочка со своей семьей должна была съездить в гости к своим родителям, как бы далеко они ни жили. Обязательно нужно привозить внуков, чтобы не герялась связь поколений.

Во время Белого месяца принято обходить с поздравлениями всех старших родственников. Такая традиция не прерывается до сих пор, что помогает младшим узнать своих родственников, историю своего рода. Раньше старшие задавали малышам вопрос: чей ты будешь? Ребенок без запинки должен был перечислить последовательно свою родословную до седьмого колена.

Послушать во время Сагаалгана благопожелания — уреэлы — от старшин своего рода равнозначно было благословению и обретению защиты.

(уреэлы говорят дети)

Ведущий: В знак уважения и почитания младшие старшим подносили хадаки, позже стали дарить другие подарки.

(справка на экране: символика цветов хадака)

Ведущий: При встрече младшие по возрасту и рангу в роду после

подношения своего подарка старшему протягивают руки ладонями вверх, придерживая локти приветствуемого, а старший, отвечая ему, протягивает навстречу руки ладонями вниз. Так символично выражается готовность взаимоподдержки друг друга.

Таким же приветствием руками с коротким «Мэндээ!» в первые дни Сагаалгана принято обмениваться не только с родственниками, но и с друзьями, соседями, знакомыми. А еще до обмена приветствиями, зайдя в гости, было принято сразу же проходить к домашней божнице, поклониться божествам, почитаемым в доме, только после этого обращаться к хозяевам.

В каждом доме хозяева готовы принять гостей и щедро угощать. А перед уходом гостей хозяева подносят им свои подарки. В старину же одаривали гостинцами — кусками мяса на именных костях, маслом, другими молочными продуктами. Маленьким детям в качестве подарка называли ягненка из приплода этой зимы, правда, забрать «живой сувенир» звали следующей осенью — малыши аккуратно вели счет своей будущей отары, хвастаясь друг перед другом. Символично было дарить детям деньги, даже копеечные монеты — считалось, что это пожелание материального достатка, предпосылки к накоплению положительной энергии. Но главное в дни Сагаалгана — это внимание и дань уважения старшим.

Вечером молодежь разжигала на улице большой костер и всю ночь пела, танцевала, веселилась.

(на экране ёхор)

(на экране: День рождения — один на всех)

Ведущий: С приходом нового года люди к своему возрасту прибавляли один год — и стар и млад одновременно становились старше на один год. Раньше буряты не фиксировали дни своего рождения, потому Сагаалган можно было бы назвать и всеобщим днем рождения.

После наступления Нового года в течение 15 дней в дацанах проводятся богослужения. На хуралах Сагаалгана читают молитвы за счастье и благополучие всех живых существ в наступающем году. Новолуние наступившего года считается наиболее подходящим временем для молитв и проведения обрядов на год, т. к. в это время добродетель увеличивается многократно.

Поэтому в дни Сагаалгана не только буряты, но и русские, и представители других национальностей, живущие в Бурятии, посещают дацаны, чтобы заказать молебны для благополучия всей семьи.

Ваш конь удачи (на экране: Хий-морин — Конь ветра)

Ведущий: Каждый год в дни Сагаалгана жители Бурятии вывешивают на счастье свой Хий-морин. Он является символом удачи и может объединять и усиливать жизненную энергию, здоровье, личную силу. Вывешивая Хий-морин, мы гармонизируем свой внутренний мир с внешним миром — Вселенной. Любовь и сострадание, непричинение никому вреда — вот главный девиз на Новый год.

Игры Сагаалгана

(на экране: косточки)

Шагай наадан — предзнаменование всех благ

Ведущий: Среди игр Белого месяца были популярны настольные игры: шахматы (шатар), шашки (даам). В них четко подчеркнут мотив борьбы. А борьба — ведущая идея начала, смены календарного цикла. Шахматы — это символ мудрости, богатства.

Но самой популярной игрой Сагаалгана, конечно же, был шагай — наадан — символ жизни и плодородия. Одновременно это — символ скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» — традиционные 5 видов скота, которые были у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).

Шагай —  это баранья лодыжка. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Эта игра настолько разнообразна и захватывающа, что люди специально собирались вечерами и играли до поздней ночи. В нее любили играть и дети, и взрослые.

(на экране: Лунный календарь, старинные названия месяцев)

Историческая справка: Буряты называли каждый месяц по-своему, каждый месяц назывался по более древней системе. Согласно буддийской астрологии, 60-летний цикл времени называется Равжун. Он делится на пять 12-летних циклов. 12 годам приписаны названия животных: мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья.

Ведущий: А сейчас легенды и сказки. Встречаем! (звучит индийская музыка)

В V веке до н. э. в небольшом княжестве у подножия Гималаев, на границе современных Индии и Непала, родился Будда. Когда ему исполнилось 29 лет, он отправился в странствие. В 45 лет ходил он по стране и проповедовал свое учение о духовном самосовершенствовании, отречении от пороков, о пути, ведущем к постижению истины.

(Историческая справка на ‘экране: портрет, учение)

Ведущий: Как-то раз накануне Нового года Будда обнаружил промах мирозданья. Годы идут без названий, без примет, скучной серой чередой. Повелел он тогда объявить всем животным, что, если они явятся к нему на совет, будут награждены подарками.

— Слушайте, звери лесные, степные и небесные!

Год цепляется за год.

Время движется вперед.

Без конца уходит вдаль.

Как огромная спираль.

Вид спирали таков —

Это множество витков,

Где один другому вслед

Шествуют 12 лет.

Призываю всех зверей

Посетить меня скорей.

В новогодний первый лень.

Те, кому прийти не лень.

Поспешите вы не даром,

Награжу я редким даром:

Одним годом впредь

Безраздельно владеть!

Ведущий: Но не все животные откликнулись на приглашение. Пришли только 12. Зато получили подарки поистине божественные. Каждый по порядку прихода был одарен целым годом с правом присвоения ему своего имени и черт характера. Только на праздник Сагаалгана к Вам в гости могут прийти сразу все 12 животных, которыми названы 12 годов лунного календаря. Вот к нам в гости пришли:

Мышь: 12 годов за собою ведет

Все тропы разведав, мышинный год.

Я — год мыши, отткрываюший восточный календарь!

Кто родился в этот, жить не может без хлопот.

Бык: за ним, поднимая крутые бока,

Шагает уверенно год быка.

Кто родился в год быка

Груд любил во все века.

Тигр: а там уже третий год крадется —

Он исстари годом тигра зовется.

Гот, кто в этот год рожден,

Властной силой наделен.

Заяц: четвертый недаром повсюду считается

Любимым детишками — годом зайца!

Кто родился в этот год.

Тот друзей всегда найдет!

Дракон: среди звездопадов с высот Небосклона

На землю спускается год дракона

Я — год дракона, прилетающий следом за годом зайца!

Меня придумали китайцы!

Кто родился в этот год, смотрит далеко вперед!

Историческая справка: (на экране дракон) Самым главным зверем в Китае считается Дракон, повелитель водной стихии. В течение тысячелетий у него вымаливали дождь — воду для полей, садов и пастбищ. Дракон — это символ успеха, мощи, энергии, мудрости.

Змея: шестым же, сверяя подсчеты свои,

Выносим мы в численник год змеи.

Я — год змеи, что притаилась клубком, но не жалит!

Тот, кто в этот год рожден,

Симпатичен и умен!

Конь: дождинками, словно уздечкой звеня,

Над степью проносится год коня!

Я — год коня, сокращающего любые расстояния,

Кто родился в этот год, за собой друзей ведет!

Овца: восьмым по порядку неспешно идет,

Степенный и пеший овечий год.

Я — год овцы, которая любит свою Землю, свою степь!

Тот, кто в этот год рожден, тонким вкусом награжден!

Обезьяна: лишь вспомним его и представим лианы –

Поскольку девятый — год обезьяны!

Хи-хи! Я — год обезьяны, передразнивающей всех и вся!

Кто родился в этот год, гот ко всем найдет подход!

Курица: а следующий год хлопочет, крутится

 Хозяйкой разумной год Курицы!

Я — год Петуха с острым клювом,

который будит Вас по утрам!

Для рожденных в год такой незнаком любой покой!

Собака: вдогонку несется, как всадник в атаке

Веселый, задиристый год Собаки!

Я — год звонкоголосой Собаки, что охраняет юрту.

Тот, кто в этот год рожден, силой духа наделен!

Кабан: рассвет приближается, меркнет луна, —

12-ым значится Год Кабана!

Год Кабана, который со всеми дружен

 И всегда кому-то нужен!

Кто рожден под этим знаком, видит доброе во всяком!

Выступает год тигра:

— мой год уходящий был не так уж плох.

Амар сайн, год наступивший!

(передает хадак году зайца, затем говорят по одной строке)

Г: — Пусть помыслы осуществляются,

3: — Желанья исполняются!

Т: — Людских судеб верша круговорот,

3: — Да осенит всех счастьем небосвод!

Т: — Сокровищница жизни и добра — Земля,

Да будет на дары щедра!

3: — Пусть в очаге пылает вековой огонь.

Зажженный женскою рукой!

Викторина

(на экране: вопрос и варианты ответа)

По традиции в дни Сагаалгана гости обходили всех соседей и поздравляли их с праздником, желали добра и здоровья, и при этом обязательно соблюдалось направление хода.

1. В каком же направлении люди совершали праздничный ход?

А. по ходу луны.

B. против хода луны.

C. по ходу солнца.

Д. против хода солнца.

2. Какая деталь головного убора говорит о местности, из которой прибыл гость?

A. мех, которым обшита шапка.

B. цвет.

C. фасон.

3. Что из нижеперечисленного принято было подавать самому почетному гостю?

A. бараний крестец.

B. баранья голова.

C. сердце барана.

Д. баранья грудинка.

4. Молочная пища в дни Сагаалгана является обязательной составляющей трапезы. Какое из нижеперечисленных блюд не является молочным?

A. урмэ.

B. уураг.

C. саламат.

Д. хуушуур.

5. Почему у забайкальских бурят обувь шилась с загнутым носком?

A. для удобства.

B. носок вверх — связь с космосом.

C. не нарушать покой земли, т. к. она считается у бурят священной.

6. Чем отличалась обувь женщины и  обувь  мужчины?

A.. ничем.

B. формой.

C. орнаментом.

(на экране: Дугжуубэ — костёр)

Какой обряд совершался перед наступлением праздника в дацанах? Накануне Сагаалгана совершался Дугжуубэ. Люди обтирались кусочками теста и лепили из него фигурки человека, которой передавали свои беды и болезни. Они приносили эти фигурки в дацан, складывали их в будущий костёр и верили, что в пламени большого ритуального костра вместе с фигурками сгорит и все плохое.

(на экране: открытка — Сагаалганаар)

Ведущий: Поздравляем всех гостей, участников нашего праздника с Новым годом по лунному календарю — Сагаалганом! (поздравления на бурятском языке).

Все вместе: Сагаалганай баяр мэндэ!

(Общий ехор.

Обсуждение закрыто.