Сценарий книжкины именины 2017
Цель: пробудить у учащихся первого класса интерес к чтению.
Задача: воспитание уважительного и бережного отношения к книге.
Подготовительная и организационная работа
1. Распределяются роли сказочных персонажей и ведущего Праздника.
- Организовывается выставка книг детских писателей.
- Организовывается выставка детского творчества.
Дорогие ребята!
Приглашаем Вас на Книжкины именины. Праздник состоится 27 марта 2013 года в 12.00 часов в кабинете № 9 МАОУ СОШ № 16.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Б и б л и о т е к а р ь — он же ведущий.
Б а б а — Я г а — учащаяся старшего класса.
Ход мероприятия
Б и б л и о т е к а р ь : Дорогие ребята! Мы рады, что вы откликнулись на наше приглашение и пришли в гости к книгам на именины. Есть много праздников в году, которые мы любим и с удовольствием отмечаем, какие это праздники?
Д е т и (перечисляют): Новый год, Женский день, День Защитника Отечества, День пожилого человека, День ребенка и День матери и т. п.
Б и б л и о т е к а р ь : Но есть еще один праздник, который вы, ребята, не назвали — Международный день детской книги и отмечается он весной — 2 апреля. Почему именно второго апреля? Этот день знаменателен тем, что более двухсот лет тому назад 2 апреля родился известный датский писатель-сказочник г. Х. Андерсен, которого вполне
заслуженно можно считать королем всех сказок. Все без исключения, и взрослые и дети, знают и любят его сказки. (Подходит к выставке книг детских писателей, берет в руки одну из них — «Сказки» Андерсена). Давайте вспомним некоторые из них …
Д е т и (перечисляют наиболее известные): «Принцесса на горошине», «Пастушка и трубочист», «Огниво», «Дюймовочка», «Свинопас», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Русалочка», «Новое платье для короля»,«Оле-Лукойе» и др.
Б и б л и о т е к а р ь : Несколько поколений мальчишек и девчонок выросло на добрых и поучительных сказочных историях Ганса Христиана Андерсена, среди которых были и будущие детские писатели, поэты … (Вновь подходит к выставке и показывает на книги
С. Я Маршака, К Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др. авторов).
В канун Дня детской книги мы решили позвать гостей, т. е. вас, ребята и устроить Книжкины именины …(Поет):
Как на Книжкины именины*
Пригласили мы детей.
Встретить с ними юбилей
Нам намного веселей!
В нашем доме много книжек,
От томов и до малышек.
Все их можно в руки взять,
Полистать и почитать.
Мы о многом вам расскажем,
Иллюстрации покажем.
Приходите в гости к нам …
Рады, рады мы ДРУЗЬЯМ!
Первый праздник, устроенный в честь книг прошел в Москве и Ленинграде в далеком 1944 году. На открытии праздника перед юными гостями выступил детский писатель Лев Кассиль. Начал он свое выступление с поздравления ребят с днем книжкиных именин. Так, с «легкой руки» известного детского писателя праздник стал именоваться «Книжкиными именинами». Вскоре этот праздник стали отмечать по всей стране, во всех российских городах, деревнях и селах и длился он уже не один день, а целую неделю. В библиотеках и
школах, в книжных магазинах и Домах Культуры ежедневно происходили различного рода мероприятия: читательские конференции, книжные выставки, литературные конкурсы, викторины; выставки детского творчества по произведениям детских писателей и т. п.
И вновь, в который уже раз, книги приглашают юных читателей на свои очередные именины …
Встреча со сказкой.
Б и б л и о т е к а р ь (берет в руки с выставки другую книгу}; Ну а вот эта книга должна быть вам хорошо энакома. она:
О бабушке довольно злой
И к тому же чуть хромой.
Говорят, что у бабули одна
Костяная…. нога.
Кто мне скажет, кто она?
Ну, конечно же, …
Звучит зловещая музыка. Появляется, прихрамывая на одну ногу баба Яга. В руках у нее помело.
Б а б а — Я г а (недовольным голосом):
Это чево тут меня вспоминаете,
На печи лежать мне мешаете?
Ох, сейчас я рассержусь,
За метлу свою возьмусь … (Кружится вокруг себя, приговаривая):
Эх, метла, моя метелка,
Замети их всех под елку,
Чтобы духа ника ….
Б и б л и о т е к а р ь (поспешно останавливает ее):
ОЙ, бабуся, не спеши!
Ты, бабуся, подожди!
Мы пришли к тебе с добром,
Не гони нас помелом!
Б а б а — Я г а (недоеерчиво озираясь): Эт с каким еще добром, ну- ка сказывай! (Подносит руку к глазам, оглядывается) Где добро, не вижу чево-то …
Б и б л и о т е к ар ь: А добро невидимое, зато осязаемое. Оно внутри каждого из нас и проявляется в поступках наших …
Б а б а — Я г а (рассердившись): Ой, чево мудришь да не по- нашенскому говоришь? Чево мне мозги пудришь? Вот как возьму метлу-то да как …
Библиотекарь (обнимая Ягу): Бабушка, милая, с именинами вас!
Д е т и (хором скандируют}; Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!
Баба-Яга (растеряно опуская метлу): Именины? У меня?!
Дети (хором): Да!
Б а б а — Я г а (плачет от избытка чувств): Да мои вы хорошие, да мои вы пригожие … Дак … ведь … Уж не одну сотню лет живу на белом свете, а ни разу не справляла энти самые … как вы говорите-то они называются?
Д е т и (подсказывают хором): Именины!
Б а б а — Я г а : Ага, вот энти самые — аменины … Эх, на радостях спляшу да частушечки спою! ..
(Исполняет с движениями частушки):
Ох, ох, ох, ох –
Домик мой совсем уж плох!
Мхом оброс и покосился,
Один глаз совсем скривился!
Домик мой, ох, не простой,
ОН — с куриною ногой.
Петухом с утра поет
Да мне яйца все несет.
в руки я возьму метлу
Вот плясать сейчас пойду.
Что сказать хотела,
Вам в частушках спела … (Вдруг внезапно останавливается и подозрительно смотрит на
детей): А как вы узнали про аменины, коли мне самой про них ничево не известно?
Б и б л и о т е к а р ь : Сегодня у всех книг праздник большой праздник — именинный день. Среди них есть книги русских народных сказок. Во многих ИЗ них про вас, бабуля, написано. А раз так, то и у вас сегодня тоже праздник …
Б а б а — Я г а (удивленно протягивает): Да ну!?
Библиотекарь (обращаясь к школьникам): Да, да! Ребята, вспомните и назовите сказки, в которых бабушка Яга упоминается.
Д е т и (nеречисляя): Это такие сказки, как «Гуси-лебеди», «Морозко», «Баба-Яга», «Марья Моревна», «Поди туда _ не знаю куда, принес и то — не знаю что», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Василиса Прекрасная», «Заколдованная королевна», «По ко-
лена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Царевна-лягушка», «Падчерица и мачехина дочка» и другие.
Б и б л и о т е к а р ь : Благодаря книге мы много чего о вас, бабуленька, знаем — не только плохого, но и хорошего.(Обращается к школьникам). Вот скажите, ребята, каким сказочным персонажам помогла Баба-Яга своими мудрыми советами?
Д е т и (nеречисляя): Ивану-царевичу помогла отыскать его жену Василису Премудрую у Кощея Бессмертного и рассказала, каким образом можно одолеть его: найти дуб в дремучем лесу, на вершине того дуба ларец висит. В том ларце заяц, в зайце _ утка; в утке _ яйцо,
а в яйце игла, на кончике которой и таится смерть Кощеева. Помогла Яга и Василисе Прекрасной из беды выпутаться и замуж выйти за царя. Ивану-царевичу помогла молодильные яблоки сыскать и больного отца вылечить и т. д.
Б а б а — Я г а : Касатики мои дорогие, да какие же вы все умненькие, несмотря что махонькие совсем!
Б и б л и о т е к а р ь: Бабушка, ребята из книжек все узнают.
ХОТЯ они и учатся в школе всего второй год, а уже много чего знают и умеют …
Б а б а — Я г а (лукаво обращаясь к школьникам): Прямо-таки и все?
Д е т и (хором): Все!
Б а б а — Я г а: Не верю! Это я все про все на свете знаю, потому, как живу на свете не одну тыщу лет, а вот вам сколько лет? (Дети говорят) Ой, да вы несмышленыши еще …
Б и б л и о т е к а р ь: А это, бабушка, как сказать. ВЫ современных детей не знаете!
Баба-Яга (руки в боки): Фуф! Это я-то не знаю? Сколько их переела да из дому повыманивала, не сосчитать …
Б и б л и о т е к а р ь: И считают и читают наши детки замечательно, а уж эрудиты какие! (Проводится сказочная математическая викторина)
- Сколько у Белоснежки было друзей гномов? (Семь)
- Сколько было братьев у Нуф-нуфа из сказки «Три поросенка»? (Два)
- В каком возрасте уснула принцесса из сказки «Спящая красавица»? (В шестнадцатилетнем возрасте)
- Сколько лет проспала спящая красавица? (Сто лет)
- Сколько лет было дяде Федору, когда он решил начать самостоятельную жизнь? (Шесть лет)
6. Сколько подземных королей было в сказочной повести А. Волкова? (Семь подземных королей)
7. Известный русский писатель написал сказку о «Мертвой царевне и … » скольких богатырях? (О семи богатырях)
8. Сколько сестер было у братца Иванушки? (Одна _ сестрица Аленушка)
Последние два вопроса задаются Бабе-Яге:
9. Сколько месяцев в году?
1 О. Сколько в дне часов?
Б а б а Я г а (пересчитывает по пальцам и сбивается): Да шут его знает!
Д е т и (подсказывая): Двенадцать. Двадцать четыре …
Библиотекарь (с гордостью): Вот они — эрудиты 21 века, все знают и умеют!
Б а б а — Я г а (упрямо топает ногой): А все же я умнее и мудрее буду, не зря столько лет прожила!
Б и б л и о т е к а р ь : К вашим годам, бабушка, мы относимся с уважением и почтением. Но детки наши тоже кое-чего умеют … (Открывается , на котором крупным шрифтом выписаны пословицы о книге. Предлагает Яге прочитать написанное. Та долго
всматривается в написанное).
Б а б а — Я г а (ворчливо): Не по нашенскому, не по-русски написано, не буду читать и все тут!
Д е т и (хором читают): «С книгой жить _ век не тужить» и «Хорошая книга — лучший друг» …
Б а б а — Я г а (с некоторым уважением}, Да уж, куда мне до ваших ерундитов старухе-то темной да неграмотной … (Обращается к ребятам). А скажите-ка мне, касатики мои дорогие, кто это вас уму- разуму научил? Считать-писать обучила?
Первый: Школе спасибо!
В т о рой ш к о л ь н и к : Спасибо тому, кто напечатал букварь.
Т р е т и й ш к о л ь н и к: Будто принес он в глубокую тьму яркий волшебный фонарь …
Б и б л и о т е к а р ь : Милая бабушка, не расстраивайтесь, это дело поправимое. В день рождение принято делать подарки. Примите от нас вот эту книжку, которая поможет вам научиться читать, а еще (вручает Яге читательский билет) вот этот документ _ именной читательский билет. С этого момента вы имеете право пользоваться нашей школьной библиотекой и выбирать для прочтения любую понравившуюся вам книгу.
Б а б а — Я г а (Расчувствовавшись, сквозь слезы, поет):
Вокруг меня полно детишек
Отмечают праздник книжек.
Не забыли про меня,
До чего ж я счастлива!
Ох, спасибо милым книжкам,
Что рассказывают детишкам
О старухе, о Яге _
Это значит, обо мне!
Научусь и я читать,
Буду книжки изучать.
В библиотеку запишусь,
А со злом я распрощусь.
Дайте в руки мне букварь
Да еще к нему словарь.
Ну-ка, где моя метла?
До свиданья, детвора! ..
Берет книги, подхватывает свою метлу и, поклонившись на три стороны «до земли», приплясывая, уходит.
Сказочная игротека
После ухода Бабы-Яги праздник продолжается и ребятам предлагается принять участие в сказочной игротеке.
Разгадай загадки=
В козлятине он знает толк,
Ужасный, страшный серый (Волк)
Он — не мяч и не клубок,
Он — румяный ….. (Колобок)
Возьмем мы в руки книжку
И почитаем вслух
О славном добром мишке
По кличке ….. (Винни Пух)
Мои друзья — Пьеро и Арлекино.
Зовусь я просто — (Буратино)
У нее большое горе,
В доме полный кавардак
И с хозяйством непорядок,
Все не эдак, все не так!
(Федора. К. Чуковский «Федорино горе»)
Ненавидит он детей,
Злой и страшный (Бармалей)
Слово только он промолвит _
Ведра по воду пойдут,
Сани сами побегут.
(Емеля из русской народной сказки «ПО щучьему велению
Искусно шьет и вышивает
И все о суженом вздыхает.
(Марья – искусница из одноимённой русской народной сказки)
Куда идет он с Пятачком?
Большой, большой секрет!
И не расскажет он о нем,
О нет, о нет, о нет!
(Bинни Пух)
К бабушке девочка очень спешила,
Но в волчьи лапы она угодила.
(Красная Шапочка)
Чему учат сказки?
Почти любая сказка — это маленькое нравоучение в скрытой форме. Сказки на ярких при мерах своих персонажей учат детей быть осторожными и осмотрительными (Сказка «Красная Шапочка»); слушаться родителей, не быть беспечными и легкомысленными («Золотой ключик или приключения Буратино» и т. д.)
Задание на развитие творческого мышления: попробуем предостеречь наших любимых сказочных персонажей от необдуманных и легкомысленных поступков, оградив их, таким образом, от бед и прочих неприятностей. Например, что можно пожелать доверчивым ма-
лышам-козлятам, впустившим в дом, несмотря на строжайшие запреты своей мамы-козы, злого и коварного волка?
Угадайте, к каким сказочным героям относятся это и следующие
предостережения или пожелания.
Не играйте с волком в прятки, *
Мои славные козлятки!
ОН непременно вас найдет
И с аппетитом всех сожрет!
(Козлятам из сказки «Волк и семеро козлят»)
Будь осторожен ты, сынок!
Недоброе задумали лиса и волк …
(Папа Карло предостерегает своего сына-сорванца «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого)
Кто чистоплотен и опрятен,
Всегда мне дорог и приятен!
(Мойдодыр из одноименной сказки К. Чуковского)
С теми, кто не хочет учиться,
Может всякое случиться …
(Бураmuно, Незнайка)
Ты не знайся, милый заинька, с лисой,
Потеряешь сразу дом свой и покой!
(Сказка «Заячьи слеэы»)
Часть пятая: посвящение в юные читатели.
Первый учащийся : Отчего земля кругла, *
В небе — полная луна?
Что за птица эта выпь,
Кто мне может объяснить?
Второй учащийся:
Где узнать мне о планете
И космической ракете?
Где и как про все узнать,
Кто мне может подсказать?!
Б и б л и о т е к а р ь :
Что ж, открою я секрет:
В книгах есть на все ответ!
Тот, кто книги все прочтет,
Самым умным прослывет!
Библиотекарь приглашает ребят стать почетными читателями библиотеки.
Заключительными словами праздника становятся стихотворные строки С. Я. Маршака:
Новый Читатель пожаловал к нам _
Это Хорошая весть!
Очень приятно, что может он сам,
Каждую строчку прочесть.