Сценарий День науки в школе
Цели:
— расширить и углубить знания по естественным наукам;
— активизировать мыслительную деятельность учащихся;
— проверить степень усвоения знаний учащихся по естественным наукам;
— создать эмоциональные условия для самоутверждения личности;
— расширить кругозор обучающихся;
Ведущий:
-Добрый день дорогие учащиеся и учителя. Сегодня мы проводим мероприятие под названием «День науки», посвященное таким интересным наукам как физика и химия.
Ведущий:
— Вначале мы представляем вам презентацию про российских лауреатов Нобелевской премии. (см. презентацию)
— За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству..»
— За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)
Ведущий:
-Вы познакомились с некоторыми великими русскими деятелями. Узнали об их вкладе в развитие науки и техники. Окунулись в интересный мир. Помните, что каждый из вас может стать и учёным, и изобретателем, сделать невероятное для всего мира открытие. При этом совершенно не важно, кем вы станете, и где вы будете трудиться. Главное получить необходимые знания, а в этом вам помогут любимые учителя.
Ведущий:
О, физика – наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика плечами
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
Ведущий:
Сейчас учащиеся совместно с учителями покажут ряд опытов по естественным наукам: по физике, химии, математике. Математика – царица наук. И наш первый опыт связан с математикой.
Опыт 1. Лист Мебиуса. Опыт со свечкой (свеча, конус).
(учитель математики Стрекаловская Л.С. и учащиеся 10 кл. – Ярославцев В., Журавлев В.)
Ведущий:
- Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? Ответ: В газообразном.
- Что мешает ученику, пойманному Александром Борисовичем на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Ответ: Взаимное притяжение между молекулами.
- В каких учащихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? Ответ: В простуженных, так как температура тела выше.
Опыт 2. «Фараонова змея» (глюконат кальция)
(учитель русского языка и литературы Федорова Х.А. и ученик 11кл – Монахов Г.
Ведущий:
- Прилипнут ли друг к другу мамин и папин паспорта, если папин паспорт смочить водой, а мамин паспорт окунуть в подсолнечное масло? ответ: Не прилипнут. Когда вы окунете мамин паспорт в масло, он станет жирным, а вода отказывается смачивать жирные поверхности. Впрочем, жир к воде и сам не пристает.
- В ветреный день нам становится теплее, если мы прячемся от ветра. А одинаковы ли показания термометра на ветру и «за углом»? Ответ: Термометр не чувствителен к ветру, поэтому его показания одинаковы.
- Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах? Ответ: При подъеме в гору атмосферное давление уменьшается соответственно уменьшается температура кипения, поэтому сварить яйцо в крутую нельзя.
Опыт 3. Чудесная нить (ложка, спичка, нитка).
(учитель русского языка и литературы Афанасьева Е.К. и ученик 10кл – Ефременко М.
Ведущий:
- Девушка Маша, собираясь на танцы, совершенно бесшумно вылила на себя полфлакона маминых французских духов. Какое физическое явление позволило маме, готовившей обед на кухне, догадаться о случившемся? Ответ: Диффузия.
- Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке её употребляют как лекарство? Ответ: Соляная кислота НСl
- Отгадайте загадку:
В производстве я любом,
Сколько ни было б там фракций,
Не расходуюсь при том,
Ускоряю ход реакций. Ответ: Катализатор.
Опыт 4. Сила давления.
(учитель географии Кайсарова О.В.. и ученик 11кл – Юсупов Э.)
Ведущий:
- Какой химический элемент сначала был открыт на Солнце, а потом на Земле? Ответ: Гелий.
- Тип кристаллической решётки у сахара. Ответ: Молекулярная.
- Сейчас этот элемент широко распространён, но в 1855 г. на Всемирной выставке его демонстрировали как материал для ювелирных украшений, который ценился дороже золота. Что это за металл? Ответ: Алюминий.
Опыт 5 Надувание шарика с помощью химии (получение углекислого газа).
(учитель биологии Маркова Е.В. и ученик 11кл – Слепцов Е.)
Ведущий:
- То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл …Ответ: Корпускулами.
- Почему разрезанное яблоко на воздухе желтеет, темнеет? (Ион двухвалентного железа окисляется в ион трехвалентного железа).
- В XVI веке король Генрих IV издал закон: «Никому, кто бы ни был, не разрешается превращать простые металлы в золото». Как возможно нарушение этого закона в нашем веке? Ответ: С развитием атомной физики стало возможным проводить ядерные реакции и превращения элементов. Таким путём, например, из ртути можно получить золото. Иное дело, что себестоимость такого золота будет намного больше, чем добытого обычным поисковым методом.
- Девушка Маша, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе причёску. Она долго перед зеркалом расчёсывала свои волосы пластмассовой расчёской. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с её волосами? Ответ: Электризация
Опыт 6. Сухая из воды (монета, вода). Чудеса давления (стакан с водой, лист).
(учитель математики и физики Кириллина Г.Н. и ученик 11кл – Татаринов И.
Ведущий:
- Какой элемент может быть твердым, как алмаз, и мягким, как сажа? (Углерод. Алмаз и Сажа – аллотропные видоизменения элемента углерода).
- Название, какого элемента состоит из названий двух млекопитающих животных? (Мышьяк).
- Как превратить олово в порошок, не прибегая ни каким инструментам? (Если олово подержать на морозе, то оно увеличится в объеме и рассыплется в серый порошок. Это аллотропное видоизменение олова, так называемое серое олово).
- Какой химический элемент назван в честь России? (44-й элемент, открытый русским химиком Карлом Карловичем Клаусом, был назван рутений (от латинского слова «Россия»).
Ведущий: В конце нашего мероприятия хочу вспомнить слова Антона Павловича Чехова, который утверждал: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только одною ею человек победит природу и себя».
Спасибо всем за участие!