Сценарий День информации 2017
Тема классного часа: «Интернет – друг или враг?»
- Формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у учащихся, как фактора безопасности учащихся в информационном обществе.
Задачи (функции) классного часа:
Познавательные:
- Просветительная: расширить у учащихся круг знаний из разделов следующих наук: Информатики (информационная безопасность, компьютерная безопасность, информационные коммуникационные технологии), Обществознание, ОБЖ, Психологии, Этики, Биологии, Медицины.
Воспитательные:
- Ориентирующая: сформировать у учащихся адекватное отношение к понятиям реального и виртуального мира и назначению сети интернет и компьютера в жизни человека, ценности реального общения между людьми и назначение использования технических и программных средств общения, значимости сетевого этикета в виртуальном общении, отрицательного отношения к нарушению прав других людей и закона РФ.
- Направляющая – сформировать правила работы детей и родителей, которые способствуют положительному влиянию применения компьютера и интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.
Форма проведения классного часа: сюжетно-ролевая игра (в форме суда над интернетом) с элементами дискуссии в заключительной части мероприятия.
Вид классного часа: информационный классный час
Целевая аудитория: учащиеся 6-7 классов
Оформление и оборудование воспитательного классного часа:
Оформление: расставить в кабинете парты по периметру, чтобы освободить место для выступления учащихся. Подготовить в печатном виде буклет с основными правилами для учащихся безопасной работы в интернете (по количеству учащихся в классе) (см.папку «Печатный материал»); подготовить и распечатать подписи для участников (Интернет и Компьютер и др. по сценарию) (см.папку «Печатный материал»); подготовить и распечатать два экземпляра вопросов для присяжных и судьи (см.папку «Печатный материал»); молоток для судьи и мантия.
Технические и программные средства для реализации: компьютер, проекционная техника, принтер, редактор презентаций (PowerPoint), текстовый редактор (Word).
Место проведения: классный кабинет
Время, продолжительность: в рамках расписания, 35-40 минут
План подготовки к классному часу:
- составить план (сценария) и распечатать на бумагу в количестве 5 экземпляров: классному руководителю, судье, прокурору, адвокату, секретарю суда;
- распределить роли среди учащихся класса, остальные учащиеся в роли присяжных (им заранее содержание мероприятия не известно);
- подготовить презентацию с памятками по выступлению актёров (см. файл «презентация Суд над Интернетом»);
- подготовить в печатном виде буклет с основными правилами для учащихся безопасной работы в интернете (по количеству учащихся в классе) (см.папку Печатный материал»);
- подготовить и распечатать подписи для участников (Интернет и Компьютер и др. по сценарию) (см.папку «Печатный материал»);
- подготовить и распечатать два экземпляра вопросов для присяжных и судьи (см.папку Печатный материал»);
- подготовить для судьи молоток и мантию;
- расставить ученические столы, накрыть скатертью.
В сценарии принимают участие 15 человек, которым известен только содержание инсценирования процесса суда, остальные учащиеся в роли присяжных (им заранее содержание мероприятия не известно).
Количество актёров можно сократить для малокомплектных классов до 11 (за счёт объединения слов следующих участников процесса: Врач (объединение с психологом),Родители (ввести одного, маму или папу), Пострадавшая девочка (объединить слова двух пострадавших девочек), роль Секретаря суда может взять на себя классный руководитель (учитель).
Расстановка мебели кабинета и её оформление потребует времени (около 15 минут), следует привлечь учащихся из числа актёров, им же можно поручить и дальнейшее оформление (накрыть столы скатертью, расставить на места участников процесса подписи, оформить внешний вид Интернета и Компьютера (прикрепить заранее подготовленные таблички с сервисами их характеризующими, см. папку «Печатный материал»)).
Следует учесть, что сценарий насыщен множеством коротких диалогов между участниками процесса, поэтому целесообразно подготовить экземпляры диалогов (сценарий суда) для следующих ведущих участников: классному руководителю, Судье, Прокурору, Адвокату, Секретарю суда, оформив их папками (что в принципе наблюдается в реальном процессе суда). Участники Врач, Психолог, Специалист по ИБ в своём выступлении пользуются материалом, размещённым в слайдах презентации в форме памяток, которые должны выводиться аудиторииПрисяжных. Остальные участники процесса: Пострадавший, Компьютер, Интернет, Родители, Девочки, Свидетель со стороны защиты имеют короткие диалоги и не требуют сопроводительного текстового материала на время мероприятия.
Сценарий классного часа
Действующие лица:
секретарь суда: ____________
прокурор: _______________
адвокат: ____________________
обвиняемый 1: Интернет ______________
обвиняемый 2: Компьютер __________________
пострадавший: мальчик (Иванов Саша)______________
врач: _____________________________
психолог: _________________________
специалист по информационной безопасности (ИБ): _________________________
родители: мама_____________, папа:_ _____________________
девочки (ка) (Петрова и Сидорова):____________________
Свидетель со стороны защиты, мальчик Михайлов: ___________________________________
присяжные: остальные ребята
Ход кл.часа:
Вступительное слово кл.руководителя – 5 минут: (на экране слайд №1 презентации, способствует мобилизация внимания учащихся) — Ребята, скажите какое сегодня число?
(ребята предлагают свои варианты).
Кл.руководитель: -Действительно, сегодня 26 ноября. А чем примечателен сегодняшний день, кто знает ответ? (ребята предлагают свои варианты).
-26 ноября является Международным днём информации. А скажите, где сегодня можно найти множество разнообразной информации, ответ практически на любой вопрос? (ребята предлагают свои варианты).
-Действительно, Интернет — это всемирная глобальная сеть, которая является крупнейшим хранилищем информации. Многие люди благодарят её создателей и не представляют своей жизни без интернета, а другие ругают и называют её паутиной, которая способна поймать человека в свои сети. Давайте попробуем разобраться, так Интернет – друг или враг человека, и нужен ли вообще человеку сегодня интернет? Именно этому вопросу мы посвятим наш сегодняшний классный час, который пройдёт в форме суда, где все мы станем его участником. Причём ответ на поставленный непростой вопрос дадут учащиеся, которые будут выступать в роли суда присяжных, именно от вас зависит судьба интернета.
-Итак, мы начинаем!
Основная часть — 20 минут.
Секретарь: Встать, суд идёт!
Судья: — Прошу всех садиться. Слушается дело по обвинению Интернета в нанесении физического, психологического и материального ущерба гражданину Иванову А.С.
— Обвинение представляет прокурор: ………….
— Со стороны защиты выступает ……………………………………
— Суд проходит с привлечением присяжных – это учащиеся 6-А класса МБОУ СОШ №17 в составе…… человек.
— Сторона обвинения, вам первым представляется слово.
Прокурор: — Уважаемый суд и господа присяжные, мы собрались здесь, чтобы остановить злодеяния обвиняемого Интернета против здоровья (психического и физического), а также материального благосостояния гражданина Иванова и его семьи.
— Гражданин Иванов познакомился с Интернетом и его товарищем Компьютером в 1-м классе на собственном дне Рождения.
— Они обманным путём заманили его в свои сети, пообещав ему общение с друзьями, не выходя и дома; путешествие по миру, без выезда из квартиры; возможность делать покупки; помощь в выполнении домашнего задания. Обман заключался в том, что Иванова не предупредили о том, что за все эти блага он вынужден будет отдать своё здоровье (физическое и психологическое) и потратить из бюджета семьи немалую сумму денежных средств.
— В результате преступных действий обвиняемых Интернета и Компьютера, пострадавший получил ущерб своему здоровью, лишился способности полноценно общаться с людьми, получил страх перед выходом из дома и зависимость от услуг Интернета.
— Обвинение считает, что Интернет и его сообщник Компьютер совершили преступление и должны понести заслуженное наказание – лишение возможности предоставлять свои услуги в дальнейшем и изоляцию от всех пользователей!
Судья: — Обвиняемые, встаньте. Вам понятно, в чём вас обвиняют. Согласны ли вы с обвинением?
Интернет: — Нет, я не согласен. Я не считаю себя виновным.
Компьютер: — Я не делал того, в чём меня обвиняют. Я не виноват.
Судья: — Сторона защиты, вам предоставляется слово.
Адвокат: — Уважаемый суд, уважаемые господа присяжные, мои подзащитные действительно оказывали гражданину Иванову услуги по общению, обучению, развлечению, но это всё входит в функциональные обязанности моих подзащитных. Давайте обратимся к истории их рождения.
(презентация о компьютере, слайд №2) Компьютер – это универсальное устройство для работы с информацией. К его созданию шли многие известные изобретатели и учёные. Задача персонального компьютера – облегчить работу людей с информацией. Родился он в 1985 году…..
(презентация об Интернете, слайд №2) Интернет – это мировая компьютерная сеть, которая связывает компьютеры всего мира. Разработан в Америке в 1969 году. Его задача – передача информации на большие расстояния.
— Компьютер и Интернет широко применяются в жизни человека: с их помощью проектируют здания, самолёты, космические корабли, лечат людей, обучают ребят, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, обеспечивают работой многих людей.
— Интернет и Компьютер стали незаменимыми помощниками человека. Защита считает обвиняемых незаслуженно обвинёнными и докажет вам это в зале суда.
Судья: — Переходим к опросу свидетелей. Сторона обвинения, у вас есть свидетели?
Прокурор: — Да. Разрешите пригласить в зал врача, который расскажет об отрицательном влиянии Компьютера и Интернета на здоровье человека.
Секретарь: -В зал суда приглашается врач.
Врач: — (представляет отрицательное влияние на здоровье человека работы за компьютером и в интернете на экране слайд №3).
Судья: — Скажите, в мире многие люди пользуются Интернетом, работают за компьютером, они все больны?
Врач: — Нет.
Судья: — А чем вы можете объяснить, что не все люди, пользующие услугами Интернета и Компьютера, больны?
Врач: — Для сохранения своего здоровья пользователи компьютера должны соблюдать некоторые правила безопасной работы (слайд №4).
Адвокат: — Поясните, правильно ли я вас понял, если бы гражданин Иванов соблюдал эти правила, то его здоровье не пострадало бы?
Врач: — Да, вы правы. Об этих правилах должны рассказывать были и родители, и учителя информатики, и классные руководители в школе. Сейчас многие журналы и газеты пишут об этом.
Судья: — Интернет, вы предупреждали Иванова о последствиях несоблюдения правил и о самих правилах?
Интернет: — Конечно. В моём пространстве очень много информации по технике безопасности при работе за компьютером и в компьютерной сети.
Судья: — Иванов, вас предупреждали об этих правилах?
Иванов: — Да, мне говорили, но я не думал, что это так серьёзно, и наступит так быстро ухудшение моего здоровья.
Судья: — Обвинение, у вас есть ещё свидетели?
Прокурор: — Да, я прошу пригласить в зал психолога, который расскажет о психологическом влиянии Интернета на человека.
Секретарь: — В зал суда приглашается психолог.
Психолог: — (рассказывает о влиянии на психику, слайд №5, №6, №7).
Адвокат: — А можно ли избежать таких последствий, как считает наука психология?
Психолог: — Да. Необходимо было следовать следующим рекомендациям (слайд №8).
Судья: — Обвинение, у вас ещё свидетели?
Прокурор: — Я приглашаю в зал родителей Иванова. Они расскажут о финансовом ущербе, который Интернет нанёс своей деятельностью семье.
Секретарь: — В зал суда приглашаются родители Иванова Саши.
Родители:
мама: — После работы нашего сына в Интернете компьютер начинал странно себя вести: медленно работал, пропали многие файлы, стал сам выключаться, программы также стали сами запускаться. Нам приходилось неоднократно ремонтировать его. Мы потратили, большую для нашего бюджета, денежную сумму.
Прокурор: — Скажите, а что вам говорили в центре ремонта техники, какова причина такого поведения компьютера?
Папа: — Нам сообщили, что Интернет заражал компьютер вирусами.
Прокурор: — Родители, вам есть, что добавить о негативных последствиях общения вашего сына.
Папа: — Наш сын однажды заказал в Интернете компьютерную игру и, в тайне от нас, оплатил через телефон её стоимость. В результате, деньги со счёта телефона были списаны, а игра так и не пришла.
Прокурор: — Как видите, Интернет всё время вымогал у семьи пострадавшего денежные суммы.
Судья: — Спасибо! Защита, вам есть что пояснить?
Адвокат: — Да, я прошу вызвать в зал специалиста по компьютерной защите.
Секретарь: — В зал суда приглашается специалист по информационной безопасности.
Специалист по ИБ: — Если пользователь интернета и компьютера не беспокоится о защите, то в его компьютер могут проникнуть компьютерные вирусы (слайд №9). Компьютерные вирусы – это вредоносные программы, написанные для разных целей: кража и порча информации, могут выводить из строя устройства компьютера…..
Адвокат: — Скажите, а можно ли защититься от компьютерных вирусов. Как это сделать?
Специалист по ИБ: — Да. Сам пользователь компьютера отвечает за безопасность своего компьютера. Необходимо соблюдать меры профилактики и защиты от компьютерных вирусов….(слайд №9).
Судья: — Иванов, что вы делали для защиты от компьютерных вирусов?
Иванов: — У меня была антивирусной программа, но я думал, что она сама будет защищать меня и компьютер. Я не проверял свой компьютер.
Судья: — А почему?
Иванов: — Я думал, что ко мне компьютерные вирусы не придут.
Судья: — Сторона обвинения, у вас есть ещё свидетели?
Прокурор: — Да, я приглашаю в зал девочек, также пострадавших от Интернета. Они имели страницы в социальной сети…
Секретарь: — В зал приглашаются Петрова и Сидорова.
Девочки: — Петрова: Однажды я в Интернете увидела свою фотографию, на которой моё лицо исказили. Я очень расстроилась.
Сидорова: — А про меня кто-то написал обидные слова, и это было видно всем. А ёще написали мой адрес.
Судья: — Интернет, как вы можете объяснить такое своё поведение?
Интернет: — Со мной общаются многие люди. Среди них есть и те, кто не знает законы и правила сетевого этикета.
Адвокат: — Уважаемый суд, я могу дать пояснения. Действительно, пользователи Интернета должны знать и соблюдать правила сетевого этикета и законы нашей страны. Обратимся к ним:…….(слайд №10 ).
Судья: — Спасибо. Есть ли ещё свидетели. Обвинение?
Прокурор: — Нет.
Адвокат: — Да. Я приглашаю в зал гражданина Михайлова. Он расскажет, как ему помог Интернет.
Секретарь: В зал суда приглашается Михайлов.
Михайлов: — В 1 четверти я сильно заболел. В школу не ходил. Но я не хотел отставать от школьной программы. Тогда с помощью компьютера и интернета я заходил в электронный дневник, где брал домашние задания. То, что мне было не ясно как выполнять, я мог спросить у учителей, написав им там же сообщение. А ещё я просматривал видеоуроки. Это позволило мне положительно закончить четверть и не отстать от класса. Я очень благодарен за это Интернету и Компьютеру.
Судья: — Спасибо. Стороны защиты и обвинения, есть у вас ещё свидетели?
Адвокат и прокурор: — Нет.
Судья: — Тогда перейдём к заключительной части нашего заседания. Пострадавший, что вы бы хотели сказать?
Пострадавший Иванов: — Я очень обрадовался дружбе с Интернетом. Но я не оценил последствий этой дружбы.
Судья: — Обвиняемые, вам есть, что сказать суду?
Компьютер: — Я делал всё, что бы помочь Иванову и не хотел причинить ему вред.
Интернет: — Я хотел Саше предоставить возможности, но он не прислушивался к советам родителей, учителей и друзей. Я не считаю себя виновным.
Судья: — Господа присяжные! Вам предстоит сейчас решить судьбу обвиняемых: Интернета и Компьютера. Ответьте на вопрос и дайте обоснование: Интернет – друг или враг человека?
Секретарь выдаёт список присяжным. (Присяжным выдаётся список вопросов, на которые они должны ответить) (слайд №12).
Присяжные совещаются.
Секретарь: — Оглашается приговор Интернету и Компьютеру, по обвинению в отрицательном влиянии на детей и подростков.
Судья задаёт вопросы по одному, Присяжные выносят вердикт. Поясняют.
Секретарь: — Суд окончен.
Заключительная часть классного часа (обратная связь) – 10 минут.
Кл.руководитель: — Ребята, мы выяснили с вами сегодня, что интернет сегодня просто необходим человеку, как помощник в работе с информацией. А скажите, эта проблема значения интернета применима только к истории мальчика Иванова, или подобное случалось и с вами? (ребята дают ответы).
— Скажите, а может ли в такую ситуацию попасть другой ребёнок, другой взрослый человек?(дети предлагают свои варианты).
— Можно ли эту проблему, которую мы озвучили, считать глобальной, важной? (дети дают ответы)
— Так, когда же Интернет может стать врагом для человека и как же этого избежать (дети приводят свои доводы).
Кл.руководитель (рефлексия):
— Ребята, сегодня мы поднимали и обсуждали очень важные проблемы не только для Иванова, но и всего человечества.
— Поднимите руки те, кто узнал что-то новое для себя на нашем классном часу.
— Поднимите руки те, кто считает, что ему есть чем поделиться с родителями и друзьями по сегодняшней теме классного часа.
— Ну, а для того, чтобы вы всегда оставались друзьями с интернетом и его напарником компьютером, я вручаю вам буклеты, которые помогут вам эти важные правила знать, помнить и дадут возможность научить других.
(Слайд №13)
Помните, не автомобиль нарушает правила дорожного движения, а водитель, который им управляет.
Безопасной вам дороги в путешествии по бескрайним просторам Интернета!
Ваша судьба в ваших руках!
Не меняйте реальную жизнь на виртуальную, пусть и такую заманчивую.
Помните, предупреждён – значит вооружён!