Вы просматриваете: Главная > Июль > Сценарий День тигра в школе

Сценарий День тигра в школе

Пояснительная записка

Проблема повышения экологического культурного уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Опасность самоуничтожения человечества в результате бездумного потребительского природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с природной средой, ставит перед обществом, школой, педагогической наукой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства [1].

Для воспитания экологической культуры учащихся основной школы педагог должен преодолеть большое количество трудностей, таких как отсутствие заинтересованности, сосредоточенность подростка на «своем мире» и интернет-зависимость. И только активное личностное вовлечение, благодаря которым ученик из сторонней, отстраненной позиции по отношению к предлагаемым знаниям, нормам и ценностям, способам деятельности переходит в позицию личностную, способно решить сложившуюся ситуацию.

Для формирования экологической культуры, лучше всего, на мой взгляд, подходит игровой метод. Так как игра делает процесс воспитания более эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт, испытать ситуацию успеха. Также, необходимо учитывать и актуальность тематики игры, чтобы она смогла заинтересовать каждого и никого не оставить равнодушным.

В четвертое воскресенье сентября жители Дальнего Востока отмечают День Тигра. Идея проведения этого экологического праздника возникла в 2000 году. Его инициаторами стали известный писатель-охотовед Владимир Тройнин и международный благотворительный фонд «Феникс» при поддержке российских и международных природоохранных организаций [2]. 

Амурский тигр – один из самых крупных наземных хищников нашей планеты и один из самых малочисленных подвидов тигра, занесенный в Красную книгу. Единственный из своих сородичей, освоивший жизнь в снегах, – 95% всей популяции обитает на Дальнем Востоке России и 5% – в Китае. В 1947 году амурский тигр был взят под охрану – в СССР охота на него была полностью запрещена [3].

Данное мероприятие можно провести в школе, в первую неделю октября, в рамках Недели защиты животных.

Целью Дня тигра является стремление заставить учащихся задуматься о необходимости сохранения на Земле такого редкого представителя семейства кошачьих, как амурский тигр.

Задачи:

— развитие логики учащихся, навыков работы с информацией;

— развитие командного духа, умения слышать и слушать друг друга;

— повышение двигательной активности учащихся.

Предварительная работа: в день игры, незаметно для учащихся фразы, слова, предметы прячутся учителем по различным локациям [4], о которых описано в игре.

Необходимо найти ведущего и судей, а также учителей или учащихся старших классов. Ведущим может быть учитель биологии или географии, а судьями – учителя других предметов. Учащиеся старших классов будут находиться на станциях, и следить за выполнением заданий.

Целевая группа: школьники среднего и старшего школьного возраста.

Время игры: 60-70 минут (возможно, проведение после уроков на кружке, или в виде классного часа в одной аудитории)

Оборудование:

•        компьютер + мультимедийный проектор + экран + колонки

•          презентация (электронное приложение)

•        два разрезанных изображения тигра [5,6]. (электронное приложение)

•        протоколы, карандаши, ручки, ластик, калькулятор для жюри

•        призовой фонд игры

•        фотоаппарат

•          фломастеры, карандаши, краски, 2 листа формата А4.

•          14 фраз

•          карточки-задания для биологической станции

•          2 фигурки тигра

Ход игры: 

(участники собираются в актовом зале, при входе каждому ребенку вручается кусочек изображения тигра, на экране 1 слайд презентации)

Ведущий: (звучит торжественная музыка) Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на познавательном квесте «День Амурского тигра». Амурский тигр – один из самых крупных наземных хищников нашей планеты и один из самых малочисленных подвидов тигра, занесенный в Красную книгу. Единственный из своих сородичей, освоивший жизнь в снегах, – 95% всей популяции обитает на Дальнем Востоке России и 5% – в Китае. В 1947 году амурский тигр был взят под охрану – в СССР охота на него была полностью запрещена. Ребята, а вы знаете, что такое квест?

Учащиеся: затрудняются ответить или отвечают.

Ведущий: Квест – это поисковая игра. А как вы думаете, почему мы решили посветить игру именно Амурскому тигру?

Учащиеся: Амурский тигр находится на грани вымирания.

Ведущий: Верно, мы должны с вами задуматься о сохранении такого редкого представителя семейства кошачьих. Сегодня вам предстоит отыскать 7 тигров!

Контролировать ваши поиски будут судьи. Представим же их. (представление судей)

Начнем нашу игру! (слайд 2) При входе, вы получили кусочки изображения (количество кусочков определяется заранее в зависимости от количества участвующих детей), теперь ваша задача собрать их.

Учащиеся встают со своих мест, идут к специально приготовленным столам и начинают собирать. Если эта задача становится сложный, то ведущий подсказывает, что должно быть два изображения.

Ведущий: Вот вы и собрали свои изображения. (в это время демонстрируется слайд 3)

Ведущий: Уважаемые судьи не забывайте оценивать наших участников (судьи заполняют протоколы — приложение 1).

Ведущий: Теперь, когда вы разделились, вам необходимо назвать свои команды – это и будет вашим вторым заданием, но в названии должно быть слово тигр. (учащиеся совещаются)

Ведущий: В игре принимают участие команды ….. (представление команд). (судьи заполняют протоколы ). Это был Тигр 2.

Ведущий: Уважаемы участники команд, теперь вам необходимо будет отправиться в увлекательное путешествие по школе. Первой станцией которую вам необходимо посетить это художественная мастерская (слайд 4). Там вам за 5 минут необходимо будет нарисовать плакат, призывающий сохранить Амурского тигра. Результат своей работы вы представите нашим судьям. Вам все понятно?

Учащиеся: отвечают на вопрос ведущего.

Ведущий: Время пошло!

(Учащиеся отправляются в кабинет ИЗО, где под руководством учителя или ученика старших классов выполняют задание, затем они возвращаются в актовый зал, для представление своих проектов).

Ведущий: Ваше время истекло, попросим команды представить их рисунки….(судьи заполняют протоколы, слушают представления). Это был Тигр 3. Попрошу жюри огласить результаты.

Ведущий: Следующая – это станция Литературная (слайд 5). Попрошу вас направиться в кабинет литературы (одна команда отправляется в один кабинет, другая – в другой).  Там на партах или стульях, вы отыщете фразы (они наклеены под партами и стульями) или отдельные слова, всего 7 подсказок, из которых вам необходимо будет составить четверостишье.

(Учащиеся отправляются в кабинеты литературы, где под руководством учителя или ученика старших классов выполняют задание, затем они возвращаются в актовый зал, для представление своих стихов).

Ведущий: Вот вы и вернулись, посмотрим, как вы справились с эти заданием.

Слова и фразы для команды1: Из кошачьих, зубатый, в тельняшке, полосатый, не до игр, хищник, тигр.

Просим первую команду прочитать, что же у них получилось… (учащиеся читают, судьи выставляют баллы)

            Ведущий: Ну или вот, что у вас могло получиться:

Из кошачьих зверь зубатый,

Как в тельняшке, полосатый.

С этим юнгой не до игр!

Это крупный хищник тигр

Ведущий: Теперь послушаем слова и фразы для второй команды:  тигру, дела, по тайге, смело, зорко, взглядом, где-то рядом.

Просим вторую команду прочитать, что же у них получилось… (учащиеся читают, судьи выставляют баллы)

Ведущий: Тигру нет до страха дела,

По тайге гуляет смело.

Смотрит зорко острым взглядом,

Чует, ужин где-то рядом.

Ведущий: Это был наш четвертый тигр! Не устали?

Учащиеся: отвечают на вопрос ведущего.

Ведущий: Ребята, вы такие дружные, посмотрим, сможете ли вы понимать друг друга без слов. Следующая станция – Театральная (слайд 6). Вам, без единого звука надо показать, всей командой, то, что я скажу. Вам понятно задание?

Учащиеся: отвечают на вопрос ведущего.

Ведущий: Первая команда должна показать семью тигров на охоте. (учащиеся в начале совещаются, затем показывают). Вторая команда показывает как семья тигров отдыхает. (учащиеся в начале совещаются, затем показывают, судьи выставляют оценки). Первая команда должна показать, как тигр идет по снегу, а вторая команда, как тигр плывет по реке (учащиеся в начале совещаются, затем показывают, судьи выставляют оценки).

Ведущий: Да, вот такой герой наш Уссурийский тигр номер 5. Передаем слово жюри.

Ведущий: Ребята, а как называется наука о живом?

Учащиеся: Биология.

Ведущий: А как называется наука, которая изучает животных?

Учащиеся: Зоология.

Ведущий: Молодцы, все вы знаете. А догадываетесь, как будет называться следующая станция?

Учащиеся: Биологическая (или зоологическая).

Ведущий: Молодцы! (слайд 7) Станция Биологическая. В вашей почтовой корреспонденции оказалось странное письмо. Обратный адрес такой: «Уссурийская тайга, амурскому тигру». Попробуйте прочитать, что написал вам тигр.(учащиеся выполняют задание, оценивается команда, которая быстрее м верно разгадала ребус)

Ведущий: И ведь верно: «Каждое живое существо имеет право на жизнь!». Сейчас я вам дам карточку, на которой нарисованы следы животных. Подумайте и определите, какие лесные звери оставили свои следы на снегу. Постарайтесь ответить на вопрос: по чьим следам чаще всего может пойти тигр?

Ведущий: И последнее задание биологической станции «Кто быстрее?». Ваша задача внимательно слушать мои вопросы, если команда знает ответ, то поднимает руку. Если ответ выкрикивается без поднятой руки, то это штрафуется – минус один балл. Если команда подняла руку, но неверно ответила на вопрос, то ход переходит следующей команде. Вам все понятно?

Учащиеся: отвечают на вопрос ведущего.

Ведущий: 1) Является ли амурский тигр хищником?  — Да.

2) Может ли вес амурского тигра превышать 200 кг? — Да.

3) Какие цвета не присутствуют в окрасе шкуры тигра? Кремовый, оранжевый, красно-коричневый, черный, желтый, серый, пурпурный, лиловый? — Пурпурный, лиловый.

4) Как помогает тигру его «полосатая» окраска? — Благодаря ей тигр прекрасно маскируется.

5) Носит ли тигр бакенбарды? — У самцов на щеках длинный мех, образующий бакенбарды.

6) Где обитает амурский тигр? — Приморский край, юг Хабаровского края, северо-восточная часть Китая.

7) Можно ли охотиться на тигра? — Охота на тигра запрещена в России с 1947 года.

8) Сколько лет живет тигр в дикой природе? — Около 10 лет

9) Сколько тигрят рождается у тигрицы в помете? — 11) Как правило, 2—3, иногда 4—5 тигрят.

10) Котята рождаются слепыми или могут видеть с самого рождения? — Рождаются слепыми.

11) Назовите длину тигра от носа до основания хвоста — 2 метра.

12) Сколько километров может пройти тигр за сутки без передышки? — Около 50 км.

13) Как долго тигрята живут с мамой? — До двух лет.

14) Может ли тигр прыгать с добычей весом 100 килограмм? —  Да.

15) В каких случаях тигрица переносит тигрят с места на место? — Если возникает угроза тигрятам.

Ведущий: Молодцы! Сколько много, вы знаете о тиграх! Наше шестое испытание тигр подошло к концу. Жюри я попрошу посовещаться и подвести итог данного конкурса. (судья подводят итоги)

Ведущий: Вот мы с вами и вышли на финишную прямую. Остался последний конкурс «Найди тигра!». (слайд 8)  Сейчас я каждой команде выдам по загадке, вам ее надо разгадать и отправиться на поиск тигра.(предварительно в школе были спрятаны 2 фигурки тигра) Вы готовы?

Учащиеся: отвечают на вопрос ведущего.

Ведущий: (выдает по загадке)

Загадка для первой команды:

Загадка для второй команды:

Где любишь ты играть, скакать

Ногою бедный мяч пинать,

Среди скамейки и трубы

Фигурку тигра найдешь ты! (спортзал)

Там где резвятся и играют,

И малыши словно летают.

За тумбой и цветком, в тиши

Фигурку тигра ты ищи.

Учащиеся убегают на поиск, затем приносят фигурку жюри. Оценивается, кто быстрее нашел.

Ведущий: Ребята вам понравилось?

Учащиеся: отвечают на вопрос ведущего.

Ведущий: Пришло время подвести итог(слайд 9) (выступает представитель судей, происходит церемония награждения).

Ведущий: Вы сегодня все активно участвовали, показали себя с разных сторон, кто-то рисовал, кто-то сочинял, кто-то отвечал на вопросы. Вы большие молодцы! Спасибо большое вам за участие и надеюсь, это мероприятие не пройдет мимо вас, а заставит задуматься. Заставит вас начать действовать, чтобы и ваши дети смогли увидеть Уссурийского тигра.

Обсуждение закрыто.