Сценарий Родоница
На Руси ещё до принятия христианства почитались и особо отмечались дни поминания умерших. В православии эти дни называются «родительскими», и их отмечают несколько раз за год.
Основным таким праздником считается Радоница (Родоница), отмечаемая через 9 дней после Пасхи, но есть и другие подобные праздники.
Есть поминальные дни перед Масленицей, перед Троицей, а также во время Великого поста. Церковью также был установлен особый день поминовения убитых воинов, но об этом сегодня мало кто помнит. А ведь этот день был установлен в память о великом событии – Куликовской битве, и потом стало традицией молиться в этот день — в субботу, до 8 ноября, — за всех православных воинов, павших на полях сражений.
Вторая неделя после Пасхи называется Фоминой неделей, и во вторник отмечается Радоница – день поминовения усопших. Из церковного этот праздник давно превратился в светский, и отмечается он довольно широко, однако почти всегда не совсем правильно, или, если чётко связывать его с канонами православной церкви, совсем неправильно.
Иоанн Златоуст, один из самых известных христианских святых, почитаемый в лике святителей, свидетельствовал о том, что Радоница ещё в древние времена отмечалась на христианских кладбищах, однако корни у этого праздника языческие. Даже его название связано с Тризнами или Радаваницами – весенним праздником многих славянских племен.
Происхождение слова «радоница» связывают со словами «радость» и «род», а особенность праздника, который отмечается сразу после Пасхальной недели, связана с христианским восприятием смерти близких людей: людям как бы предписывалось радоваться тому, что их родные перешли в вечную жизнь, а не переживать и скорбеть об их уходе из этого мира.
Связано это и с Воскресением Христа – ведь оно олицетворяет победу над смертью, а разлука с усопшими воспринимается, как временная.
В народе появился обычай праздновать Пасху на кладбище, принося туда крашеные яйца, куличи и другие кушанья. Раньше часть трапезы отдавали нищим, а Иоанн Златоуст писал, что вместо рыданий и слёз по усопшим нужно помогать им молитвой и милостыней, чтобы и они, и те, кто за них молится, в итоге получили вечную жизнь и благословение Господа.
Многие священники поясняют, и с этим не стоит спорить, что традиция оставлять на могилах еду и спиртное особенно возродилась в советские времена. В то время церковные ритуалы и службы были в опале у государства, и те, кто отправлял церковные обряды, преследовались многими государственными структурами.
Именно поэтому возникли извращённые суеверия, тогда как всё, что нужно душам усопших близких – это искренняя христианская молитва.
Ещё более нелепым выглядит обычай, когда на могиле усопшего оставляют стопку водки, положив сверху кусок чёрного хлеба, а рядом ставят его фотографию. Учитывая то, что фотография появилась не так давно, этот обряд никак нельзя отнести к рекомендуемым православной церковью, и он не имеет ничего общего с поминовением усопших.
Священники объясняют верующим, что пьянка и поминовение усопших – это несовместимые вещи, и повторяют, что главное – это усердная молитва. Можно выпить немного вина – это разрешается, но напиваться нельзя ни в коем случае. Не зря в Святом Писании говорится: «Не упивайтеся вином, в нём же есть блуд». Можно и нужно подавать милостыню за усопших, с чистым сердцем и трезвым умом, а водка – это оскорбление и несоблюдение заветов православной христианской веры.
Священники, которым небезразлично отношение верующих к религии, поясняют нам, как надо правильно поминать усопших. Многим людям кажется, что поминать их надо, устраивая особую трапезу – за столом, однако Церковь поясняет, что усопшие в этом не нуждаются. Живые делают это для себя, связывая поминальную трапезу с памятью, как и надгробие – усопшим оно тоже не нужно. Душа усопшего, как уже не раз говорилось, нуждается в молитве, и главное – это молитва Церкви.