15 января день зимующих птиц россии сценарий праздника в доу
Цель: Обобщать и расширять знания детей о птицах. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.
Оборудование: Выставка детских рисунков, поделок на тему «Мир птиц». Плакат «Птицы — друзья леса, сада и огорода».
Подготовка к празднику.
За три недели до проведения мероприятия детям сообщается тема и день проведения. Ребятам предлагается принять участие в конкурсе-смотре птичьих кормушек. Дома, под руководством взрослых членов семьи, ребята мастерят кормушку. Находят пословицы и поговорки о птицах. Организовывается выставка рисунков на тему «Поможем зимующим птицам». Также дается задание подобрать и выразительно прочитать стихи, посвященные защите пернатых друзей.
I. Звучит музыка «в мире животных». Под ее звуки дети в костюмах птиц входят в класс.
1. Ведущий:
Сегодня в нашем классе праздник «День птиц». Почему без птиц нам не обойтись? Птицы — друзья нашего детства. Птицы — вестники радости. Птицы — верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов, огородов. Птицы дороги нам как часть чудесного мира. Прошло жаркое лето. Наступила дождливая и холодная осень. Многие птицы улетели от нас в теплые края.
2. Песня «Скворушка прощается». Исполняют дети.
Слова М. Ивенсен Музыка Т. Попатенко
3. Ведущий:
Наступила холодная и морозная зима.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
II. Дети читают стихи о птицах, которые остались зимовать.
Воробей
Есть во дворе у нас друзья,
Встают они чуть свет
И в чужедальние края
Не улетают — нет!
Повеет ветер с тёмных нив,
Поникнут ветви ив,
Один другого спросит: «Жив?»
Другой ответит: «Жив».
Голубь
Прилетают голуби
На моё окно.
Я им сыплю ядрицу
И пшено.
Прилетают разные:
Чаще сизари,
В розовых нагрудниках,
Словно свет зари.
Прилетают жёлтые
Франты хохлачи
С шёлковыми крыльями,
Как из чесучи.
Ворона
Серая ворона с чёрной головой,
Краски ей природа не нашла иной.
Голос хриплый, резкий, только «кар» да «кар»,
Но она в округе лучший санитар.
Галка
Гомон галок и ворон
Слышится со всех сторон.
Галки песен не поют,
Только крики издают.
Снегирь
Морозец лёгкий, всюду иней.
На фоне снежной чистоты,
На веточках в лазури синей
Необычайной красоты
Висят фонарики горящие,
Взгляни, ведь это настоящие —
Не лампочки, не фонари —
Живые птахи — снегири!
Свиристель
Свири-ри, свири-ри — что за чудеса?
Серебристо-нежно льются птичьи голоса.
В красненьком беретике, с рыжим хохолком,
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далёкого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птицы распевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой свищут свиристели.
Синица
Прилетела робко птичка —
Желтогрудая синичка,
В клювик семечко взяла
И проворно унесла.
Сорока
Длиннохвоста, белобока
Говорливая сорока.
На верхушке дерева высоко сидит,
Об опасности в лесу всех предупредит!
Дятел
Продолбил себе дупло,
В нём и сухо, и тепло.
Для семьи построил дом,
Детки будут в доме том.
А хозяин — дятел пёстрый:
Клюв надёжный, прочный, острый,-
Всех козявок под корой
Сыщет летнею порой.
Клёст
Полюбуйтесь-ка клестами —
Клювы сложены крестами.
Щёголи — на загляденье:
В ярко-красном оперенье!
В тёплом гнёздышке уютном
Вывелись зимой птенцы,
Им мороз не страшен лютый,
Вот какие молодцы!
Сова
В лесах живут совы —
Глазасты, большеголовы,
Остры когти, клюв крючком,
Видят ночью, как и днём.
Каждый шорох совы слышат
И охотятся на мышек.
Нет какой-нибудь полёвки —
Так лягушку схватят ловко.
III. Викторина о птицах. Класс делится на 2 команды.
1. Разгадайте кроссворд
Задания для первой команды:
По горизонтали: 4. Северный гость с рыжим хохолком, любит плоды рябины. 6. Красногрудый северный гость, который любит семена, ест и сальце.
По вертикали: 1. Большая серая птица с чёрными крыльями, хвостом и головой. 2. Эту птицу в народе зовут «зиньзивер». 3. Оперение этой птицы чаще сизое; весной она воркует. 5. Перезимовав, эта птичка всем сообщает: «Жив!» 7. Чёрная птица с серой шейкой и очень светлыми глазами.
Задания для второй команды:
По горизонтали: 5. У этой птицы появляются птенцы зимой. 6. Самая маленькая птица наших лесов. 7. Эта хищная птица охотится ночью.
По вертикали: 1. Птица, которая ходит по стволам деревьев даже вниз головой. 2. Эта птица способствует возобновлению дубрав. 3. Птица, предупреждающая жителей леса об опасности. 4. Птица, которая выдалбливает себе дом-дупло.
2. Викторина
— Вопросы для первой команды
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла — до 15 см)
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)
Какой длины достигают крылья у гусей? (До 7,5 м)
Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев)
— Вопросы для второй команды
Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)
Какую пользу приносят синицы? (Поедают жучков- личинок)
Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)
Как гуси защищают своих детей от непогоды? (Прячут под крылья)
3. Игра со зрителями.
Условия игры: называются птицы, когда называются не птицы, дети хлопают в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(Дети хлопают в ладоши.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки —
Вот спасибо шутке!
4. Каждая команда показывает сценку, среди героев которой есть птицы.
1-ая команда Под песню «Летят перелетные птицы» (муз. М, Блантера, сл. М. Исаковского) входят автор, ученик 1 (скворец), ученик 2 (воробей), ученик 3 держит в руках скворечник.
Автор Этот случай был в апреле. С юга птицы прилетели. Тает снег, а воробья Выгоняют из жилья.
Скворец Убирайся вон, задира!
Автор Просвистел ему скворец.
Воробей Ни за что! Моя квартира! Я не временный жилец! Я тут вьюги и мороз Терпеливо перенес. А сейчас под этой кровлей Для семьи гнездо готовлю И не тронусь, Хоть убей!
Автор Прочирикал воробей.
Скворец Не упрямься! Мне в наследство Этот дом остался с детства, Вылетай! Мой клюв остер. А не то…
Автор Но тут во двор Со скворечней Миша вышел, Быстро с нею влез на крышу, Крепко-крепко привязал И приветливо сказал:
Миша Я, друзья, сердечно рад. Охраняйте вместе сад.
Автор Только Миша слез долой, Воробьишко удалой В новый дом переселился И с соседом помирился. Уходят. Входят два ученика.
Ученики Прилетели скворцы — Молодой весны гонцы, Червяков они клюют И поют, поют, поют!
Прилетев домой, скворцы садятся на ветки около своих домиков — скворечников — и радостно, звонко поют, приветствуя родные леса, луга и поля. Чтобы скворцы не выселяли из домиков воробьев, необходимо сделать скворечники и «подарить» нашим пернатым друзьям!
2-ая команда
Басня И. Крылова «Ворона и лисица».
5. Конкурс на лучшее знание пословиц.
Нужно соединить первую часть пословицы с другой.
НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.
У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.
РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ.
СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ.
ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.
ГЛУПА ТА ПТИЦА… СЧИТАЮТ.
ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.
НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ… ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.
МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.
КОГОТОК УВЯЗ… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.
IV. Ведущий:
Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы?
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
— «Ты гнезда разорять не смей!
Не трогай птичьих гнезд!»
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
V. Дети выходят на сцену с кормушками, становятся в круг и читают стихи.
Снег — снежок, снег — снежок
Весь в следах от птичьих ног.
Воробьи вокруг скакали,
Видно, корм себе искали.
Время трудное пришло:
Зерна снегом занесло.
Наши гости и друзья,
Прилетайте под окно,
Есть в кормушках вам зерно!
Без гвоздей, без молотка
Сделаю кормушки.
Вот пакет от молока —
Стол для вас, пичужки.
В стенках вырежу окошки,
Семена насыплю, крошки,
Сальца тоже положу,
Притаюсь и погляжу.
Много прилетело птичек:
И московок, и чумичек,
Свиристелей, снегирей…
Птицам стало веселей!
Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма —
Горсть зерна нужна,
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
VII. Праздник закончим песней «Песенка защитников природы»
После праздника ребята развешивают кормушки вблизи своего дома, у школы и во дворе.